Проторенессанс (от греческого «πρῶτος» – первый и французского «renaissance» – возрождение) – это предвозрождение новой эпохи.
Период Предвозрождения или Проторенессанс датируется концом XIII века и считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Это направление зародилось в Италии. Правда оно существовало только в Тоскане и Риме.
Пока в других странах Европы (Франция, Германия и другие) пламенела Готика в Италии на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Отсюда этот период истории и был назван Проторенессансом.
Мастера Проторенессанса еще не полностью отказались от прошлого. Они оставались верны многим художественным принципам Средневековья, но в тоже время делали шаг в будущее. Воплощали новые художественные идеи и приемы.
В этот период начал появляться интерес к земной жизни. Божественные герои стали обретать человеческие черты и проявлять эмоции. Так же, как и у культуры античности, стало свойственно восхищение красотой человека, гармоничное сочетание телесного и духовного состояния. Фигуры изображаемых людей стали более живыми, объемными.
Социальными предпосылками Проторенессанса так же стало развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах, особенно в Тоскане.
Так же в это время в Италии формируется несколько школ живописи. Наиболее значимыми были школы Флоренции, Сиены и Пизы.
Флорентийская школа.
Эта школа создана в итальянской Тоскане. Художники этой школы работали в реалистической стилистике, разработанной во Флоренции в XIV веке.
Ярким представителем этого направления стал Джотто ди Бондоне.
Портрет Джотто.
Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone; 1266 - 1267, Виккьо — 8 января 1337, Флоренция) — итальянский живописец и архитектор XIV века, один из первых представителей проторенессанса.
Это мастер, который первым начал менять византийскую иконописную традицию. Он стал первым кто внес в свои работы элементы реализма.
Именно у него живопись начинает восприниматься как самостоятельный вид искусства, не связанный со Священным Писанием. В его библейских сценах действуют живые люди, у которых были свои индивидуальные черты , а так же они испытывали живые человеческие эмоции.
Мадонна Оньисанти. Около 1310 г. Уффици, Флоренция
На синей драпировке Мадонны есть складки, которые показывают объем колен и ног. Белая туника подчеркивает очертания тела Мадонны, тем самым она выглядит более женственной. Младенец Иисус, сидящий на ее коленях похож на живого ребенка лицом и фигурой.
Так же еще художник изобразил трон уходящим в глубь пространства. Это была попытка создания трехмерного пространства.
Взятие Христа под стражу или Поцелуй Иуды. Фрагмент. Фреска капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306).
У всех персонажей на этой фреске разные черты лица и эмоции. И, как и в предыдущей работе, фигуры людей не выглядят плоскими.
Сиенская школа
Школа была создана в г. Сиена в XIII-XVI веках. Эта школа отличалась от других, тем, что только ей были присуще смешение византийских, готических и ренессансных элементов.
Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья.
Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna; ок. 1255—1260 — 1319) — итальянский художник, один из ярких представителей сиенской школы.
В своих работах Дуччо ди Буонинсенья использовал изысканную цветовую палитру: оранжево-красные, фиолетовые, синие, желтые, зеленые, бледно-сиреневые тона, тона чайной розы. Присущий ему тонкий линейный ритм проявляется во всех его произведениях.
Самыми знаменитыми его произведениями являются «Маэста» и “Мадонна Ручеллаи”.
Дуччо. Маэста. Музей искусств, Берн
Это единственная подписанная работа Дуччо - огромный двусторонний алтарный образ, написанный в 1308—1311 годах, с изображением Мадонны (покровительницы города Сиены), младенцем и ангелами.
Дуччо. Мадонна Ручеллаи. 1285. Галерея Уффици, Флоренция
Детализированное, пространственное изображение трона подчеркивает правдоподобность сцены. Мадонна не чувствуется плоской, как и ангелы, которые изображены на заднем плане. Однако образ Мадонны на представленных работах «церковен» и в нем нет ощущения человечности.
Еще одним ярким представителем Сиенской школы был Симоне Мартини
Симо́не Марти́ни (итал. Simone Martini; ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон) — крупный итальянский художник XIV века.
В произведениях художника главенствующее место занимают идеалы позднерыцарской культуры с присущей ей утонченностью, любовью к изысканным линиям и силуэтам, эмоционально выразительному, мягкому колориту.
Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещение. 1333. Уффици. Флоренция
Это одна из самых лучших работ художника. Бесплотная фигура мадонны, задрапированная в темно-синий плащ, выделяющий ее изящный силуэт на золотом фоне, представлена в эффектном эмоциональном и цветовом контрасте с фигурой стоящего перед ней на коленях светлого ангела с большими узорными крыльями.
Вклад каждого из художников в создание триптиха неизвестен. Предполагается, что Мартини написал центральную доску, а Мемми — боковые створки со святыми и верхние тондо с пророками.
Проторенессанс – уникальное явление в искусстве Италии, ставшее предвестником эпохи Возрождения. В этот период был намечен новый курс искусства и новый вектор развития европейской цивилизации связанный с осмыслением главной роли человека в мире.
А у меня на этом все!
Надеюсь моя статья была вам полезна.
Так же эту статью можно почитать на моем Дзен канале